Для поддержания двигателя машины в надлежащем состоянии используется огромное количество разнообразных средств, позволяющих надолго продлить жизнь любому автомобилю. Наиболее распространенными такими средствами являются присадки, представляющие собой химические вещества, усиливающие свойства базового масла, заливаемого в двигатель или трансмиссию.

Сегодня существует множество разнообразных видов присадок для масла, каждая из которых выполняет определенную функцию. Но несмотря на их широкое разнообразие, следует признать, что самыми востребованными являются антифрикционные присадки.

Действие антифрикционных присадок направлено на уменьшение трения деталей двигателя, тем самым, увеличивая его моторесурс. Кроме того, использование таких присадок способствует, пусть и не очень значительной, экономии топлива, что во времена непрекращающегося кризиса является немаловажным преимуществом.

Принцип их действия состоит в том, чтобы на поверхности деталей образовывалась тончайшая маслянистая пленка, исключающая возможность трения между собой механизмов двигателя. Современные производители чаще всего используют в антифрикционных присадках технические жиры и растительные масла, добавляя к ним определенные активные компоненты, способные оказывать положительное воздействие на двигатель автомобиля. Отталкиваясь от свойств этих компонентов, антифрикционные присадки можно разделить на несколько основных групп: 

  • Реметаллизаторы трущихся поверхностей. В составе данных средств содержатся мельчайшие частицы мелкодисперсного порошка на основе серебра, меди и других металлов. Принцип действия реметаллизаторов состоит в том, чтобы попадая в зону трения, они заполняли мельчайшие неровности и создавали плакирующий слой, столь необходимый для восстановления поверхности детали. При всех своих плюсах имеют и определенные минусы, приведшие к тому, что применение данных присадок ограничено в большинстве европейских и североамериканских стран. Постоянное использование реметаллизаторов снижает подвижность поршневых колец и серьезно повышает окислительные свойства применяемых масел.
  • Присадки с содержанием тефлона, во многом сходные принципом действия с реметаллизаторами. Наиболее широкое применение нашли в современной автотракторной технике. К сожалению, для большинства отечественных автолюбителей эти средства довольно дороги, поэтому они на сегодняшний день не нашли широкого применения в нашей стране.
  • Антифрикционные присадки на основе полимеров. Такие препараты появились сравнительно давно, но первоначально имели узкую направленность, предназначение которых ограничивалось военной техникой. В наши дни многие производители не особо жалуют полимерные антифрикционные препараты из-за невысокой эффективности воздействия на детали двигателя. Через короткий промежуток времени полимерная защита поверхности трения пропадает, что немедленно приводит к повышению расхода топлива и износу двигателя.
  • Антифрикционные присадки с добавлением дисульфида молибдена, графита и оксидов определенных металлов. Данная добавка получила широчайшее применение в дизельных и бензиновых автомобилях. Ее смазочные свойства основываются на слоистой структуре вещества, которое образует защитный слой, сглаживая неровности и шероховатости, а также заполняя все микротрещины. На сегодняшний день некоторые производители добавляют дисульфид молибдена и в другие виды присадок.

Применение антифрикционных присадок при добавлении в базовое масло дает возможность не только отодвинуть на долгий срок ремонт автомобиля, но и:
- обеспечивает снижение уровня вибрации и шума;
- повышает на 15 - 25% компрессию в двигателе;
- существенно уменьшает расход масла и повышает его срок службы;
- уменьшает расход топлива на 5 - 6%
- делает работу двигателя более экологичной, значительно снижая ядовитость выхлопных газов.

Кроме того, антифрикционные присадки, используемые в коробках передач, редукторах и трансмиссиях в несколько раз увеличивает их эксплуатационные сроки.

Многие специалисты и опытные водители спорят о том, когда именно стоит добавлять антифрикционные присадки в масло. Большинство из них все же сходится а том, что максимальная польза от этих добавок будет заметна на автомобилях, со стажем работы не менее пяти - десяти лет. Как раз в таких, уже повидавших видах двигателях, будет максимально заметно действие антифрикционных присадок.

Вопрос, связанный с тем, необходимо ли использовать присадки в масло, должен решать владелец автомобиля самостоятельно. Но стоит отметить, что если машина на ходу уже достаточно давно, то антифрикционные присадки являются одним из реальных способов продлить ей жизнь.